О Резонансе

Владимир Болгов - основатель социо-культурного проекта "Резонанс"

 

Владимир Болгов, основатель
социокультурного
проекта "Резонанс"

 

БОЛГОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

 

Родился в 1949 году в семье начальника заставы в Закарпатье. Очевидно, с пелёнок красота гор вошла в мою душу. Затем другие горы – алтайские. Окончил школу им.Абая в г.Усть-Каменогорске, в 1971 г. – архитектурный факультет УКСДИ по специальности “Городское строительство”. Срочную службу проходил по семейной традиции в Восточном пограничном округе в предгорьях Алатау. Затем аспирантура ПНИИС Госстроя СССР на московской “возвышенности”. С 1988 года – сотрудник Научно-исследовательского института Белниипградостроительства, затем – начальник отдела автоматизации проектных работ.

Участник международных конференций по проблемам здорового образа жизни, технический редактор материалов конференций на общественных началах. 

Автор ряда научных и публицистических статей по проблемам творческого развития человека, концептуальные положения которых являются базовой основой социокультурного проекта обучению творчеству “Резонанс” .

Один из ведущих проекта.

В настоящее время, в ходе реализации проекта, проходит процесс практической апробации и объективизации выдвинутых гипотез о сущности и закономерностях междисциплинарного творческого взаимодействия.

Исследуется влияние системного подхода к развитию отдельной личности и социальной группы, как необходимого условия социального здоровья общества.

 

 

 

***

Будь ты конный или пеший,

Если к вам подсядет Леший,

Увидав его квадрат,

Будь ему сердечно рад, –

 

Он ведь тоже человечек,

Хоть живёт в лесу без печек

И, не ведая TiVi,

Всё ж мечтает о любви…

 

Не шугай его бревном,

Угости его чайком

(с дымком).

Когда все друг другу рады,

Меньше Леших –

 больше Бардов

 

В.А.

 

На первый взгляд никакой корреляции: с одной стороны строгий технический аспект, с другой – педагогический творческий “беспредел”.

Но это только на первый…

Большое влияние на становление моего характера оказал мой отец. Он готовился стать педагогом, но пришла беда, и он воевал. Потом надо было укреплять границы, и он их защищал. Затем надо было восстанавливать разрушенное и создавать новое, и он строил.

Это поколение занималось первоочередными жизненно-необходимыми делами. Создавая основу для грядущих поколений.

Они очень многим пожертвовали ради нас.

Наступило время осуществления лучших надежд и чаяний наших отцов и матерей.

 

Мы общими усилиями исследуем, проектируем и реализуем в практической жизни миротворческий принцип гармонизации социальных отношений, базовой основой которого является “Этнокультурный этический альтруизм”.

 

Наши цели озвучены,

символы показаны,

двери открыты…

 

 

 

 

 

Как постоянное собрание творческих людей социокультурный проект «Резонанс» начал свою деятельность в 2000 году. На сегодняшний день  он представляет собой инновационную социальную модель целесообразного использования ресурса свободного времени (досуга).

В основу проекта положена идея осознанной ответственности зрелого сознания за качество состояния социальных отношений. Данная идея была вызвана стремлением организаторов внести позитивные изменения в социальную жизнь людей, ведь «мир тревожен, всё чаще и чаще доброту зажимают в тиски… Я дарю человечеству счастье белой формулой с чёрной доски».

Главная цель проекта – формирование гармоничных межличностных и социальных отношений на основе осознания его участниками того, на какой высокий творческий уровень может поднять человека гармония взаимодействия в коллективе единомышленников.

Основные задачи проекта:

1. Разработка методики развития личности через междисциплинарное общение – гармоничное взаимодействие представителей различных творческих направлений в форматах времени досуга.

2. Помощь социальным институтам государства в разработке и практической реализации парадигмы социального согласия.

Основной принцип деятельности – социокультурный альтруизм (термин введён В.Болговым).

В состав «Резонанса» входят представители различных направлений человеческой деятельности: учёные, художники, спортсмены, поэты, музыканты, рабочие, военнослужащие и т.д.. (от слесаря до профессора), разных возрастных групп (от пионера до пенсионера), мастера в своей профессии и новички, любители и профессионалы.

Заседания проекта  «Резонанс» проходят на базе центральных библиотек г. Минска. В целях популяризации деятельности проекта в последнее время стали проводиться выездные творческие встречи и в других городах Беларуси, в ходе которых часть произведений звучат «вживую», а часть с использованием технических средств.

На сегодняшний день главное достижение проекта заключается в том, что на основе изучения межличностных отношений участников проекта, удалось начать процесс формирования практической модели гармонизации социальных отношений.

Существенную роль  в реализации проекта в последнее время начали играть современные информационные технологии, которые расширили поле деятельности проекта. В первую очередь это касается песен, созданных членами проекта «Резонанс». Так, на стихи поэтов, входящих в проект, а именно: Владимира Болгова, Нины Субботиной, Галины Даньшовой, Татьяны Назаренко, Василия Рудого, Александра Койпиша и др. одним из авторов этих строк – Валентином Коваливом, был написан целый ряд песен. Следует особо отметить, что на стихи А.Койпиша была написана песня «Свет Победы», которая стала Лауреатом Всероссийском конкурса, посвящённого 65-летию Победы, на лучшую песню о Великой Отечественной войне.  22 июня 2010 г. В. Ковалив в числе других 15 номинантов конкурса, исполнил песню «Свет Победы» в г. Москва  на Поклонной горе.

Авторы данной публикации в течение ряда лет осуществляют совместную работу по созданию оригинальных творческих продуктов, таких как музыкально-поэтические видеофильмы. Творческая библиотека совместных работ авторов включает следующие произведения: «Все от нас с тобой зависит», «Посвящение другу» «Посвящение женщине», «Солнечный сонет», «Купальский сказ», «Любимой», «Мир, которым правит Любовь» и др. Была проведена кропотливая работа по созданию компьютерных аранжировок к этим песням. А такие песни как: «Мир, которым правит любовь» и «Посвящение женщине» нашли своё дальнейшее воплощение в виде видеоклипов. С ними можно  познакомиться на странице Владимира Болгова: http://video.mail.ru/mail/rezonance_999/1/5.html, а также на официальном сайте Валентина Ковалива: http://www.valentin-kovaliv.com/.

С целью популяризации достижений социокультурного проекта «Резонанс» была создана поэтическая страничка на сайте: http://www.stichi.ru

(авторская страница «Купалиш»). В  настоящее время ведётся работа по созданию официального сайта проекта.

В ходе реализации идей проекта производится фото и видео фиксация творческих встреч на цифровые носители – создаётся аудиовизуальная база данных, необходимая как для истории развития проекта, так и для создания на этой основе творческих продуктов, иллюстрирующих деятельность междисциплинарного творческого содружества.

Например, наиболее качественные записи использованы при создании видеороликов о проекте, которые в поэтическом и аудиовизуальном виде повествуют о его содержании и участниках. Например, одним из таких является видеоролик, созданный на основе песни «Волшебник Резонанс». Режим доступа: http://video.mail.ru/mail/rezonance_999/1/20.html

Кроме того, аудиовизуальная база данных так же востребована для подготовки книг по социальной педагогике и публикаций в различных научных и музыкально-педагогических журналах Беларуси. «Сохранённое мгновение» – это дополнительный, воспроизводимый и детальный взгляд на проводимые творческие встречи.

В процессе формирования видеоряда для иллюстрации песен, мы не ставим своей целью «сыграть» ту или иную эмоцию, или поставить некий смысловой акцент в виде отрепетированной сцены, а стараемся подкреплять тот или иной поэтический образ документальной визуализацией – правдой жизни.

Видеоролик «Мир, которым правит Любовь» сформирован именно по такому принципу. Поскольку в этом творческом продукте речь идёт о важных этапах в развитии сознания человека, в целях лучшего усвоения мы подкрепляем поэтический образ визуализацией.

Считая, что аудиовизуальный массив обладает более высоким уровнем репрезентативности, чем просто песня, в целях развития системного представления о сущности рассматриваемой идеи, в состав видеоматериалов добавляются и фотоматериалы из различных сфер человеческой деятельности. С нашей точки зрения, такие иллюстрации запускают процесс ассоциативного размышления у воспринимающей стороны.

Обобщая сказанное, хотелось бы отметить, что современные информационные технологии помогают в организации  культурно-досуговой деятельности человека. В рамках социокультурного проекта «Резонанс» они способствуют осознанию того, что  гармония внутреннего мира человека является одним из основных источников гармонизации социальных отношений.

В.А. Болгов, В.В.Ковалив

"Опыт использования современных информационных технологий
в организации культурно-досуговой деятельности
(на примере социокультурного проекта «Резонанс»)"/
Из материалов четвертой Международной интернет-конференции
21 ноября — 12 декабря 2011 года,
Екатеринбург, 2012 г., с. 37-40.

 

 

О СОЗДАНИИ  ТВОРЧЕСКОЙ  ГОСТИНОЙ  «РЕЗОНАНС».

Для эпиграфа к «Резонансу» Володя выбрал  одно из моих стихотворений:

Подавай, дружище, руку,
Вместе нам дерзать!
Ручейки бегут друг к другу,
Чтоб рекою стать!

Итак, истоки  «Резонанса»…  Это год 97-98… Я знакомлюсь с Володей Болговым  в обществе  «Русь», где  Власовым Г.И.  был организован  мой поэтический концерт.  Обмениваемся телефонами,  Володя звонит.  Однажды он узнаёт, что я выступаю в библиотеке возле кинотеатра «Дружба» и приезжает туда, чтобы ещё раз услышать мои стихи. Узнав, что они нигде не напечатаны и не набраны – предлагает свою помощь и приглашает придти к себе на работу в нерабочее время (он начальник компьютерного цеха в Институте градостроения).

Тут и происходит завязка этой истории! Мы являемся  с художницей Мелитой   – Володя  покорён  и очарован  её талантами, то есть, великолепными художественными  миниатюрами  и поэтическими опытами…  Он готов помогать и ей тоже.  Работа наша  идёт настолько слаженно и вдохновенно, что вскоре мы уже чувствуем себя командой, способной на многое!  Рождается  идея нашей собственной  творческой гостиной! « Нашей» — это значит, общей для всех  творческих людей, которые пожелают с нами сотрудничать, а мы будем ведущими…

Володя не спешит, он говорит, что и ему, и нам надо «выносить» эту идею, то есть, хорошенько продумать все нюансы и выбрать подходящий момент для её реализации…  На протяжении 2х лет, встречаясь где-то на концертах, соборах, презентациях,  мы с Мелитой  тормошим  Володю:  ну, давай  действовать,  пора  уже!..  Он нас успокаивает: скоро-скоро, вот-вот,  время уже наступает  (теперь-то я понимаю, он  больше нас  чувствовал ответственность за это трудноподъёмное  дело  и  уже  давно вёл  подспудную работу  по  распространению  нашей идеи  не только  среди  людей  искусства, но и среди деятелей науки)…

Вот, наконец, в начале  2000 года он призвал нас  с Мелитой  к  себе  и объявил,  что пора  «стартовать»,  поэтому  теперь мы будем собираться  2 раза  в неделю!  Началась интенсивная работа  по выработке  проекта – его  устава,  программы, а также конкретных деталей: где, когда, как…  Обговаривался,  обсуждался  каждый  пунктик нашей задумки.  Всё это прекрасно заканчивалось  кофепитием,  стихами,  идеями, мечтами и отличным настроением!..  К нам стал иногда приходить и присоединяться к обсуждениям  Михаил Зубович (в  то время он звался Владислав  Зун).  Затем на некоторое время  мы привлекли  для помощи в  выработке  документов  знающего и талантливого человека Галину Ушакову;  у неё уже был подобный организаторский опыт…

Наконец, приступили  к самому приятному – выбору названия для творческой гостиной…  Оказалось, что  дело не такое  уж  и  лёгкое… Домашнее задание  было следующим:  придумать 10 красивых имён!  Собрались,  прочитали придуманное…   Мелита,  потом  я… Красиво, но не впечатляет…  Прочитал  свои названия Володя…  Как-то не очень уверенно… Но за одно я сразу  уцепилась – «Резонанс»: «Володя, это то, что надо!»  Он  опять не уверен:  не стоит, ассоциация, мол,  с политическим  «резонансом»…  Я заупрямилась;   хрен с ним, с политическим,  у нас будет творческий!  Дело в том, что политикой я не увлекалась, а слово – ёмкое и, как говорится,  по существу!..  В конце  концов, на нём  мы и сошлись.

Далее следовали  обсуждения,  касающиеся  непосредственного проведения  гостиной. И тут не обошлось без споров!..  Володя стоял на том, чтобы к каждой гостиной  наша троица с привлечением друзей  готовила для посетителей  какую-то  «изюминку»: сценку, шутливую песню,  пародию или что-то в этом роде…  Но мы с Мелитой,  две  лентяйки,  не  соглашались  на то,  чтобы каждый месяц  выворачиваться наизнанку,  придумывая всякие там  эксклюзивы  (притом, задаром!..)  Мы заявили Володе  решительный протест,  мотивируя  тем, что на гостиную  будут  приходить  творческие люди,  имеющие  наработки в разных областях искусства: артисты, танцоры, музыканты  и  т. д.  Нам ничего не  надо придумывать!.. Иначе мы эту  гостиную  просто-напросто  не вытянем, а протянем ноги!..  Убедили  Володьку.

Теперь наступал последний этап подготовительных работ: наша  троица  собирались  посетить Пушкинскую  библиотеку. Нам, считай, повезло!   Незадолго до этого события  по телевидению прошла передача «Сегодня с вами», на которой мы все присутствовали,  причём  я – в  качестве главного  героя, изучаемого  и пытаемого  со всех сторон и граней…   Вёл передачу небезызвестный Геннадий  Давыдько.  Благодаря  ему и моим всем друзьям,  которые оказались на высоте,  передача вышла неплохая  и даже имела  успех  в городе.   Когда мы зашли в кабинет заведующей  Пушкинской библиотеки  Натальи  Станиславовны,  она встретила нас словами: «О, Лера Леонтьева к нам пожаловала!  И что бы Вы хотели?»  Тут нам только и осталось, что изложить свои пожелания и предложения – и,  как говорится, всё срослось!..  Нам пошли навстречу.

В Пушкинской библиотеке  мы обосновались на полгода. Когда начался евроремонт – перешли  в Янки Купаловскую  библиотеку.  Вселение в неё  тоже прошло  гладко и по той же схеме.  Я просто позвонила заведующей, назвалась ей и услышала приветливое: «Приходите».  Мы очень благодарны  этим  двум  прекрасным  женщинам, которые душевно приняли нас,  несмотря на смутные  времена;  времена, когда офисы,  сцены,  площадки – всё сдавалось только за деньги…  Но Володя каким-то чутьём,  видимо,  прозрел  всё-таки  подходящий  момент!  Не зря выжидал так долго! Ну а дальше всё «пошло» и «поехало»!  Мы с Володей вели «Резонанс», Мелита  постоянно присутствовала на гостиных  со своими  изумительными  художественными работами…

Конечно, на  первый  план  вышел Володя с его последовательностью,  неутомимостью и трудолюбием.  Мы с Мелитой были совершенно неспособны к  кропотливой,  требующей много времени и сил,  работе по  составлению планов  и оформлению документаций,  всё это тщательно  готовил и набирал Володя  -  текущие задачи  нашей  гостиной,  отчёты  перед   библиотекой,  объявления для стендов и для сайтов, принимал и обрабатывал  материалы для  резонанского  альманаха,  разбирался  с техникой, осуществлял съёмки на камеру,  делал ролики,  сотрудничал  с  композиторами  в создании песен,  договаривался  с Академией  Наук  о присутствии  учёных на наших встречах, выкладывал в интернете  информацию о  творчестве «резонанцовцев»,  писал статьи в  журнале  на  духовные темы, помогал всем и каждому в реализации   личных идей,  планов,  проектов…

При том,  все помнят, что  Володю с камерой  и со  стихами-экспромтами можно было увидеть  и  услышать чуть ли не на всех  интересных мероприятиях  города!..  Уму непостижимо, как он со всем этим справлялся!..  А если вспомнить,  что  это ещё был любящий отец и дедушка,  прекрасно исполняющий свой  родительский долг, то становится ясно, что Володька наш – Человек с Большой Буквы. Незримо он по-прежнему с нами,  по-другому мы просто не можем и представить!.. Спасибо, Володенька, тебе за всё!

 Поэтесса Лера Леонтьева

 

 

 

САЦЫЯЛЬНА-ПЕДАГАГIЧНАЯ РАБОТА

Навукова-метадычны i  iнфармацыйны часопiс

 

А.В.Морозов, профессор кафедры социологии и культуроведения, доктор филологических наук, Н.Л.Рачун, магистрантка (Белорусский государственный университет культуры)

ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "РЕЗОНАНС" — ПРООБРАЗ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩЕГО

В настоящее время в республике осуществляется интен­сивный процесс возрождения и развития социальной педа­гогики как на теоретическом, так и на практическом уров­нях. В контексте этих тенденций совершенно естественно идет поиск сферы применения идей социальной педагоги­ки в современных условиях. Очень важную роль в этой связи играет социально-педагогическое моделирование кон­кретных областей социокультурной деятельности (научной, образовательной, культурной и др.). Интенсивное разруше­ние прежних общественных отношений влечет за собой столь же интенсивное создание новых. В связи с этим из­меняются условия формирования творческой личности и потребность в создании живой социальной системы, позво­ляющей реализоваться творческому потенциалу человека и его инициативе. Именно эти цели были положены в осно­ву создания инновационного социокультурного образова­тельного проекта "Резонанс", участниками которого явля­ются: творческое объединение "Резонанс"; комиссия по культуре и спорту Республиканского профсоюзного комитета работников Национальной академии наук Беларуси (РПК НАН Беларуси); Минская городская библиотека им. Янки Купалы.

Основополагающая  идея  проекта  —  создание  синтеза лучших сил научной и культурной общественности респуб­лики: науки, культуры, искусства, религии с целью совершен­ствования общей социокультурной ситуации в Беларуси.

Замысел создания творческого объединения "Резонанс" принадлежит группе инициативных творческих людей г. Минска. Зародился он давно, но функционировать объе­динение стало с 2000 года. Поначалу оно работало как го­стиная — творческие встречи проходили в библиотеке им. А.С.Пушкина. Постепенно деятельность приобретала все больший размах, и уже почти год встречи проходят в биб­лиотеке им. Янки Купалы.

За время существования "Резонанса" в нем выступи­ло множество интересных людей. Наиболее яркие впечат­ления за прошедший год — встреча с белорусской худож­ницей Н.И.Счастной, рассказы о кино и презентация кни­ги кинорежиссера В.Ковальчука "Прощай XX", выступле­ние актера театра им. Янки Купалы В.Манаева, знакомство с художественным творчеством И.Вечер, моментальными шаржами Л.Кизило, презентация книги Г.Ушаковой "От­кровение" и др.

Многообразные  экономические,  политические  и  социокультурные взаимоотношения ставят современного человека перед сложной проблемой выбора пути развития. Естественно, что основой для такого выбора должна быть духовно-нравственная  сфера. Необходимость  концентрации внимания на этой проблеме вызвана и тем,  что в современном обществе утрачиваются социальные идеалы. Исходя из этого, основной целью создания объединения "Резонанс" является формирование всесторонне развитой творческой личности.

|Содержанием деятельности объединения остается все многообразие социальных отношений, протекающих в творческом диалоге. Такой диалог очень важен, он является ключевой основой социокультурной деятельности, так как помогает сдружить участников "Резонанса", объединить их в едином деле, создать условия для полноценного общения. Доброже­лательная обстановка на вечерах дает возможность гостям раскрыться, погрузиться в многоцелевую среду общения.

Участники объединения — люди самых разных специ­альностей, возраста, с разными интересами. Но есть нечто, что  их  роднит.   Это  интерес  к  творчеству.   Они  приходят сюда со своими мыслями, чувствами, трудными жизненными ситуациями, которые во многом порождаются особенностями их характеров,  субъективным отношением к людям  и  другими  факторами.   Поэтому  вполне  естественна потребность поделиться своими эмоциями в кругу понимающих и воспринимающих тебя людей — в кругу творческого общения. В  силу  специфики  развития  творческих  способностей личности каждый имеет свои представления о жизни. По­этому выступление участников — это состояние их души, мораль, мировоззрение.

Встречи  имеют  научно-познавательный  характер,   так  ; как в последнее время приглашаются представители науч­ной и культурной общественности — социологи, культуро­логи, психологи, которые рассказывают о своей профессии.

Особого  внимания  заслуживает  юмористическая  идея "Ёрш", которая является символом чистки, осуществлением идеи социального  целительства как  гармонизации  социокультурных отношений.

В начале встречи зачитываются стихи ведущих — Ва­лерии Леонтьевой и Владимира Болгова. Это канон, некий симостический ключ встречи, который будет разворачивать­ся через творческое общение. Ёрш — сжатая форма идеи встреч. Каждая встреча в "Резонансе" — новый ёрш. Вот несколько примеров:

 

Весь секрет — в сложеньи сил —

Два крыла, и Вы парите,

Чтобы счастье Бог дарил,

Вы его дарите!

(В.Леонтьева.)

 

Что такое есть песок —

Это ты и я, дружок.

Когда нет живых симпатий,

А полно лишь антипатий,

Фрагментарный этот вид

Лишь пустыню породит…

(В.Болгов.)

 

Каждая личность имеет свои основы, но одновременно с этим она обладает и собственным вектором развития, который может быть реализован с помощью общественных социальных систем типа "Резонанса" или других творчес­ких и общественных объединений, в воспитательной дея­тельности которых формируется эталон этических, творчес­ких взаимоотношений между людьми.

Системный анализ современного общества предполагает изучение основных принципов, на которых оно основано. Социальные процессы, происходящие в обществе, носят раз­нонаправленный характер. С одной стороны, мы наблюда­ем тенденции к объединению различных структур социаль­ной системы, что является по своей сути их структуриро­ванием и централизацией. С другой стороны, в современном обществе мы видим процесс расслоения, децентрали­зации различных социальных систем,  когда личность вы­ступает полноправной творческой единицей. Творческие лич­ности — новаторы, имеющие массу новых идей, творчески замыслов нестандартных подходов к обучению. Порой они натыкаются на стену непонимания, недоверия или нежелания что-либо менять в уже отлаженной и привычной системе образования. Все это мешает живой инициативе реализоваться в условиях современной социальной жизни.

Мы много пишем о проблемах наркомании и алкого­лизма, выявляем причины, из-за которых человек становит­ся зависимым от этих пагубных привычек. Все это, безусловно, верно. Но одной из причин деградации личности является отсутствие творческой самореализации. В силу разных обстоятельств человек не может найти свое социальное  самовыражение, что  неизбежно  ведет  к  бесцельному времяпрепровождению,   различным   правонарушениям  и даже к психическим расстройствам.  Вследствие этого вся социальная структура общества теряет свою устойчивость и гармонию. Выход из сложившейся ситуации может быть в создании различных объединений, основанных на добро­вольных началах, в которых человеку дают возможность творчески  самореализоваться,   так  как  именно  творчество является одной из сторон саморазвития и самовоспитания личности. Однако это возможно в условиях свободного вос­питания.  По мнению В.Н.Наумчика, развитие творческих задатков осуществимо лишь в условиях творческой свобо­ды. Здесь очень важны полнейший отказ от методов при­нуждения и опора на положительные качества в человеке. Развивая эту сторону, мы вселяем в личность веру в себя и порождаем еще больший интерес к творчеству.  Так ре­шается одновременно несколько социальных проблем:

1)      человеку предоставляется возможность для активного участия в социальной жизни;

2)      социальная  среда  становится  более  гармоничной  и совершенной;

3)      совершенствуется  процесс  самообразования  и  самовоспитания.

 

Деятельность "Резонанса" представляет одну из попыток найти выход из создавшегося положения. Опыт этого твор­ческого объединения уникален и универсален. Интересен он потому, что в данной модели решаются многочислен­ные проблемы. Человек находит социальный выход актив­ности в кругу своих единомышленников, здесь его пони­мают и поддерживают. Каждая творческая встреча в "Ре­зонансе" — своего рода неожиданность, так как предостав­ленный материал не рецензируется и во многом является непредсказуемым.

Руководитель объединения Владимир Болгов считает, что только при свободном диалоге выявляется глубинный творческий потенциал человека. Он может быть социально агрессивным, нейтральным или положительным. В послед­нем случае именно свободный диалог приносит пользу как самому человеку, так и окружающим его людям.

Название  творческого  объединения  было  выбрано  не случайно.  Это слово пришло к нам из французского язы­ка  и  означает  "откликаться".   Современный  энциклопеди­ческий словарь трактует его как резкое возрастание амп­литуды установившихся вынужденных колебаний при при­ближении частоты внешнего гармонического воздействия к частоте одного из собственных колебаний системы.  В дея­тельности  данного  объединения  проявляется  социальный резонанс, в котором инициируется творческий процесс. Ос­новной метод деятельности объединения — интерактивное междисциплинарное (системное) обучение творческой де­ятельности путем привлечения представителей научной и культурной общественности Беларуси и стран СНГ — уче­ных Национальной академии наук Беларуси, преподавате­лей Белорусского государственного университета культуры и других вузов республики, известных поэтов, прозаиков, художников, деятелей театра и кино.

Этот процесс способствует формированию всесторонне развитой творческой личности через культуросозидающую деятельность. Помимо создания духовных ценностей в виде произведений искусства, научных открытий, нравственных норм и т.д., совершенствуются творческие способности самого человека.

Данный проект единственный в ряду социальных проектов  общества,  в  котором  интеграционные  процессы  приобретают   все   большую  силу.   При   этом  важным  является организация новых подходов к творчеству, которая основывается на инициативах и конкретных предложениях в об­ласти политики, экологии, социальной экономики, междуна­родного туризма и здорового образа жизни. Реализация мо­жет осуществляться через создание координационных сове­тов в различных сферах нашей жизни,  которые послужат новым  социальным  механизмом  претворения  творческого потенциала общества в конкретные социальные формы.

Подобный процесс происходит и на планете в целом. Сама Организация Объединенных Наций является резуль­татом планетарных интеграционных процессов и одновре­менно социальным инструментом, воздействующим на них. Именно он лежит в основе общей тенденции к интеграции культур, о которой сегодня так много говорят и пишут.

Следует отметить, что неправительственные организации и творческие инициативы в рамках ООН приобретают все больший размах. Это дает большую надежду на то, что не­гативные тенденции, которые мы видим в современном мире, смогут быть нейтрализованы. Такие объединения по­могают прежде всего каждому отдельному человеку, их по­мощь имеет адресный характер.

Внутренний мир человека является основным источни­ком гармонизации социальных отношений. Оказывая по­сильную помощь в организации и проведении культурно-массовых мероприятий, направленных на реализацию этой цели, каждый помогает, прежде всего, самому себе.

 

 

МОРОЗОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

 

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕЗОНАНСА»

в 2001-2002 гг.

 

         Деятельность «Резонанса» создает уникальные условия для всестороннего развития и саморазвития личности. Творческое общение представителей разных сфер социокультурной деятельности ориентирует через практическую, образовательную и исследовательскую деятельность на формирование ценностных ориентаций, личностных качеств, способствует формированию творческой личности, способной к самоопределению, самовоспитанию, самореализации в современном социуме.

       В основе успешного развития творческого объединения «Резонанс» лежит реализация следующих требований к педагогическому руководству процессом формирования творческого коллектива:

-          наличие общественно значимой цели деятельности, средств ее достижения;

-          четкая организационная структура самоуправления, максимальное включение каждого члена творческого объединения в деятельность;

-          постоянный поиск новых форм работы;

-          положительные эмоциональные контакты между членами творческого объединения «Резонанс»;

-          развитые внешние связи (с различными общественными организациями, творческими союзами, библиотеками).

         Многообразие видов деятельности и повышение активности участников творческих коллективов и членов творческого объединения находятся в тесной взаимосвязи, что позволяет определить показатели активности участников социокультурного проекта «Резонанс»:

-          осознание целеполагания;

-          динамика мотивационной структуры деятельности участников;

-          расширение направлений деятельности;

-          развитие межличностных отношений в коллективе творческого объединения;

-          осознание своей позиции как субъекта социокультрной деятельности в Республике Беларусь;

-          социальный выход активности в ближайшем окружении единомышленников.

          Важно подчеркнуть, что со стороны руководителя объединения В.А.Болгова социально-педагогический процесс в активизации творческого общения в «Резонансе» основывается:

1)       на учете интересов, потребностей, ценностных ориентаций личности в сфере творчества, реальных мотивов ее участия в деятельности творческого объединения;

2)       на умении использовать на практике основные социально-психологические механизмы формирования и развития      мотивационной сферы личности, посредством которых осуществляется как прямое – через убеждение – педагогическое воздействие на личность и ее мотивацию, так и опосредованное – через изменение целей, условий и содержания, деятельности с  последующей перестройкой мотивации;

3)       на умении определять уровень развития творческого объединения как коллектива и в соответствии с ним создавать педагогические условия для активного, целенаправленного формирования общественно значимых мотивов деятельности, обогащения потребностей и интересов участников в сфере творчества, а также для перехода объединения на более высокий уровень развития как творческого коллектива.

             Считаю, что практическая значимость результатов деятельности членов творческого объединения в 2001-2002 гг. проявляется в следующих сферах социокультурной деятельности

·         в научной работе – в практике осуществления исследовательской работы по дисциплинам гуманитарного цикла;

·         в творческой деятельности – при создании духовных ценностей (произведений искусства, научных открытий, изобретений и т.д.);

·         в методической (профсоюзной) работе – при осуществлении методической помощи организаторам культурно-массовой работы в первичных профсоюзных организациях РПК НАН Беларуси;

·         в педагогической работе – в практике преподавания учебных дисциплин "Культурология», «Этика», «Эстетика», «Искусствоведение», «История культуры Беларуси» в учебных заведениях республики;

·         в воспитательной деятельности – в плане формирования живого эталона этических, творческих взаимоотношений людей (и, как следствие, улучшения общей социокультурной ситуации), а так же при оказании помощи талантливой молодежи в выборе действенных путей творческого самосовершенствования.

         Полагаю, что в 2002-2003 гг. программная деятельность творческого объединения «Резонанс» должна быть в первую очередь ориентирована на пропаганду белорусско-русских и белорусско-украинских культурных связей.

Инновационный социокультурный образовательный проект “Резонанс”

 

Участники проекта:

  • Творческое объединение “Резонанс”;
  • Комиссия по культуре и спорту Республиканского профсоюзного комитета  работников Национальной академии наук Беларуси (РПК НАН Беларуси);
  • Минская городская библиотека им. Янки Купалы.

 

Актуальность проекта

Кризис современного мировоззрения вызвал необходимость активного осмысления социокультурных процессов и определения места творческой личности в системе человек-общество-природа. Чрезмерные эгоистические устремления  индивида  сильно   искажают   систему   человеческих коммуникаций, повышая степень конфликтности в сфере межличностных отношений. Все это, в конечном счёте, выражается в потребительском отношении к обществу, человеку и природе.

Участники проекта считают, что, помимо экономических причин, современный энергетический и социальный кризис порождён недостаточным развитием духовно-нравственной сферы человека, отсутствием реального метода воспитания творческой личности, нацеленной на познание жизненных процессов во всей их сложности и противоречивости, а также на активное целенаправленное созидание будущего.

Многообразные экономические, политические и социокультурные взаимоотношения ставят человека перед проблемой выбора пути развития. Естественно, что основой для такого выбора должна быть духовно-нравственная сфера человека, которая является одним из основных факторов строительства гармоничного общества, устремленного к гуманному созиданию. Необходимость концентрации внимания на этой проблеме вызвана и тем, что в современном обществе потребительства утрачиваются социальные идеалы.

Утрата веры в "светлое завтра" вызывает у человека чувство страха перед неопределенным будущим и желание иметь все "здесь и сейчас" не заботясь о том, в какое состояние перейдет природа и социокультурный комплекс к нашим детям.

 

Основополагающая идея проекта

Интегрировать лучшие силы научной и культурной общественности республики с целью совершенствования социокультурной ситуации в Беларуси.

 

Мировоззренческая платформа проекта

Работа творческого объединения направлена на анализ духовно-нравственной сферы общества для пробуждения творческой активности посредством культуросозидающей  деятельности. Культура, как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, способствует преображению внутреннего мира человека. Имеющая духовно-нравственный стержень творческая личность свободна от зомбирования различными   негативными программами.

Креативная (творческая) природа культуры предполагает также, что в процессе культуросозидающей деятельности, помимо создания духовных ценностей в виде произведений искусства, научных открытий, нравственных норм и т.д., совершенствуется творческие способности самого человека. Естественные и гуманитарные науки, поэзия, проза, живопись, музыка, физическая культура и спорт — все это является действенными направлениями для пробуждения природного стремления человека к творчеству.

К активной работе в рамках клуба “Резонанс” будут привлечены лучшие представители научной и культурной общественности Беларуси и стран СНГ – учёные Национальной академии наук Беларуси, преподаватели Белорусского государственного университета культуры и других вузов республики, известные поэты, прозаики, художники, деятели театра и кино. Деятельность клуба будет направлена на оказание методической помощи организаторам культурно-массовой работы в первичных профсоюзных организациях РПК НАН Беларуси (что обусловлено необходимостью активизации и совершенствования подобной работы), а так же представителям других социальных групп, занимающихся проблемами творческих форм образования и самообразования.

Цель: Формирование всесторонне развитой творческой личности.

Метод: Интерактивное междисциплинарное (системное) обучение творческой деятельности.

Задачи:

·         создание рабочей группы по поиску и внедрению образовательных инноваций;

·         формирование экспертного Совета по координации общественных и академических образовательных инициатив;

·         расширение представлений о назначении творчества и творческой деятельности человека в окружающей действительности;

·         выработка целостного научного представления об окружающем мире;

·         изучение процесса интерактивного обучения творчеству.

Основные направления деятельности:

·         исследование  креативных процессов и  методов формирования творческой личности;

·         интеграция достижений науки и искусства для формирования нового мировоззрения и разработки парадигмы управления  сферой социальных отношений;

·         формирование модели сотрудничества людей разных сфер жизнедеятельности в творческом процессе;

·         участие в разработке концепции национальной идеи

·         оказание помощи молодому поколению в осмыслении жизни;

·         создание условий для реализации творческого потенциала людей;

·         помощь в выявлении индивидуальных творческих способностей;

·         разработка методологии осознания ответственности в условиях свободы выбора;

·         исследование творчества, как способа социального целительства – гармонизации социальных отношений

·         изучение вопросов социальной адаптации творческих групп;

·         постижение накопленных человечеством творческих методов как способов экспертной оценки состояния социокультурной среды.

Формы организации творческого процесса:

·         открытая творческая система;

·         публичные лекции специалистов;

·         концерты, выставки;

·         помощь в издании трудов;

·         проведение ежегодной научно-практической конференции “Жизнеутверждающее мировоззрение  и  здоровье  нации” (с участием учёных и общественности стран СНГ);

·         консультации и спецсеминары;

·         свободный микрофон, круглые столы, экскурсии и др. культурно-массовые мероприятия;

·         экскурсии;

·         пропаганда деятельности клуба среди населения Беларуси, в том числе, проведение концертов и публичных лекций в городах и районах республики;

·         публикация годового отчёта деятельности клуба в форме коллективного сборника научных и художественных работ участников проекта.

 

Путь реализации:

·         функционирование творческого объединения (Союза);

·         cоздание научно-исследовательской лаборатории аксиологии и гармонизации социокультурных отношений.

 

Практическая (социальная) значимость:

·         в научной работе – в практике осуществления исследовательской работы по дисциплинам гуманитарного цикла;

·         в творческой деятельности – при создании духовных ценностей (произведений искусства, научных открытий, изобретений и т.д.);

·         в методической (профсоюзной) работе – при осуществлении методической помощи организаторам культурно-массовой работы в первичных профсоюзных организациях РПК НАН Беларуси;

·         в педагогической работе – в практике преподавания учебных дисциплин "Культурология», «Этика», «Эстетика», «Искусствоведение», «История культуры Беларуси» в учебных заведениях республики;

·         в воспитательной деятельности – в плане формирования живого эталона этических, творческих взаимоотношений людей (и, как следствие, улучшения общей социокультурной ситуации), а так же при оказании помощи талантливой молодежи в выборе действенных путей творческого самосовершенствования.

 

Внутренний мир человека является основным источником гармонизации социальных отношений. Содействуя становлению духовно-нравственных основ и творческой активности нашего народа, то есть, оказывая посильную помощь в организации и проведении культурно-массовых мероприятий, направленных на реализацию этой цели, вы помогаете, прежде всего, самому себе.

 

Участники проекта:

 

Творческое объединение “Резонанс”

 

 

Болгов В.А.

Председатель комиссии по культуре и спорту РПК НАНБ

 

 

Морозов А.В.

Директор Минской городской библиотеки им. Янки Купалы

 

 

 

Кубышкина Е.В.

Минск-2001

КТО ЕСЛИ НЕ МЫ?!

РЕЗОНАНС В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

 

(Инновационный социокультурный проект междисциплинарного интерактивного обучения творчеству “Резонанс”)

 

Участники интервью и руководители проекта:

·        Болгов Владимир Александрович – ведущий, руководитель проекта “Резонанс”;

·        Морозов Александр Владимирович – д.филолог.наук, ведущий научный сотрудник ИИЭФ НАН Беларуси, профессор кафедры социологии и культуроведения БГУК;

·        Кубышкина Елена Викторовна – директор библиотеки им. Янки Купалы.

 

Вопрос.

Каково происхождение – генезис проекта и почему он именуется “Резонансом”?

1.Болгов:

Существует высказывание: “Если тебе что-то непонятно, начни объяснять это другим, может быть и сам вскоре поймёшь”. Эта шутливая преамбула к нашей беседе по сути дела является метафорой названия проекта. Ведь природа – это система с обратной связью, На всякое наше воздействие она рано или поздно отвечает усиленным отраженным сигналом. Например, как эхо в горах. Так и к человеку неизбежно возвращается в резонансном виде всё то, что он излучил ранее в социальную жизнь: “…Правду или Кривду-ложь, что посеешь, то пожнёшь”.

Эта закономерность давным-давно описана в нашем эпосе. Вспомните, как по дороге к дубу Иван-царевич относился к живым тварям – он их щадил и помогал. А когда в конце пути ему самому пришлось сразиться со смертью, природа защитила его. Жизнь – серьёзное вознаграждение за соблюдение высших этических принципов. Проект отражает миротворческую суть этой глубинной народной идеи и опирается на согласованное взаимодействие творческих индивидуальностей – сотрудничество, сотворчество.

2. Морозов:

Современное образование и воспитание ориентируются на гуманистические идеалы общества, главный из которых – становление и развитие образованной, творческой и нравственной личности. Это обуславливается непрерывной изменчивостью окружающего мира, высокими темпами экономических и политических преобразований, что требует от человека гибкого, сознательного и ответственного поведения. Способность к творчеству, социальная и моральная ответственность становятся ведущими критериями готовности человека к активной жизнедеятельности и созиданию. Поэтому необходимо, чтобы на смену обучению, которое строилось преимущественно на передаче информации и памяти, пришло образование, организованное на основе самостоятельного творчества.

3. Кубышкина:

“Резонанс” – закономерный отклик творческой личности на те или иные процессы социальной жизни общества. Янка Купала, имя которого носит наша библиотека, всегда душой болел за народ. Вот мы и откликнулись – предоставив Проекту необходимые условия для проведения творческих встреч.

 

Вопрос.

Какие причины вызвали появление проекта “Резонанс”?

1.Болгов:

Проект для меня, – это материализация ответственности. Еще в юности я прочитал рассказ о путешествии во время. Целью вояжа была охота на динозавра, во время которой герой повествования неосторожно сломал цветок, что категорически воспрещалось. Вернувшись в своё время, он его не узнал – совершённая ошибка со временем привела к катастрофическим изменениям в социальной жизни, исказив язык и т.д. Понятно, что это метафора-предупреждение. И если я вижу как неосторожные и алчные “охотники” повсеместно грубо ломают гармоничный язык и этнокультурную сущность нашего народа душа моя протестует: “…Храни от бед цветок, шагая, и буду вечно Я живая”. Одной из форм этого протеста стала моя гражданская позиция в виде проекта обучения творчеству.

Из кризисного состояния больного выводят средствами интенсивной терапии. В нашем случае, чтобы у социального организма не было афилактического шока, лекарство должно иметь природу органически присущую человеку. Интерактивное междисциплинарное обучение творчеству является именно такой панацеей. Пытливому уму ясно, что если не удобрять социокультурную почву, она скоро перестанет плодоносить.

 2. Морозов:

Одной из основных причин появления Проекта является социальная нестабильность, проявляющаяся как в политической, так и экономической сферах, в постоянной трансформации культурных ценностей, норм и социальных взаимосвязей, которая при отсутствии глубокой внутренней культуры приводит к искажению системы человеческих коммуникаций. Молодое поколение в условиях смены ценностных ориентаций отдаёт предпочтение бесцельному времяпрепровождению, зачастую приводящему к правонарушениям, наркомании и злоупотреблению алкоголем. В этой связи актуализируется потребность в теоретическом осмыслении средств повышения общей культуры, и, в частности, культуры общения путем приобщения к творческой деятельности.

3. Кубышкина:

К перечисленному можно добавить недостаточное развитие духовно-нравственной сферы человека, отсутствие реального метода воспитания творческой личности, нацеленной на познание жизненных процессов во всей их сложности и противоречивости.

 

Вопрос.

Почему Проект называется инновационным?

1.Болгов:

Всякое новое дело – это, прежде всего, реализация особой точки зрения на реалии социальной жизни. Стандарт, это уровень достигнутого информационного качества. Однако природа как бы “не замечает” достигнутых рекордов. Фиксируя их, она в тоже время постоянно завышает планку. Так она уже “не заметила” динозавров и других давно вымерших видов. За миллионы лет эволюции она отработала механизмы воспроизводства информационных достижений и давно заложила их в основание эволюционной пирамиды, называемой человеком. И постоянно ждёт как заядлый болельщик от нас всё новых и новых рекордов. Но всякое новое знание лежит за пределами типовых подходов, учебников и постановлений. И если мы не будем постоянно искать новые методы обучения для получения знаний, то однажды станем не интересны не только окружающим нас людям, другим народам, но и самой природе.

Исходя из сказанного, Проект представляет собой среду формирования личности в процессе интегрального творческого общения. Эта среда ценна тем, что создаётся альтруистическими усилиями, как профессиональных работников различных научных и культурологических направлений, так и людей, пробудивших и развивающих свои творческие способности самостоятельно.

***

Как отметил Фиббоначи,

Для рожденья новых качеств,

Нужен сплав из разных мнений,

Чтобы ген стал словно кремний.

Этот славный гербицид

Уничтожит даже спид!

2.Морозов:

Творческая деятельность по сути своей является инновационной – нерегламентированной и свободной, сугубо личностной в своем протекании и получаемом новом, оригинальном результате. Однако, массовая педагогическая практика не ориентирована на свободный выбор в формировании собственных стратегий обучаемого при усвоении знаний. Другими словами, между социальной целью развития творческой личности и характером направленного к этой цели обучения образовался определенный нежелательный разрыв. Ждут применения в этом плане как работы в области философии и общей психологии, так и данные психолого-педагогического изучения практики тех немногих педагогов-мастеров, которые ставят перед собой задачу и располагают определенными методами подготовки учащихся к самостоятельной творческой деятельности, всячески стимулируют их творчество в процессе обучения.

Фундаментальной основой образования и воспитания является национально-культурное возрождение и социально-экономический прогресс нашего государства. Для этого необходимо перевести систему образования и воспитания на самостоятельный путь всестороннего усовершенствования, что требует выявления и теоретического осмысления фундаментальных основ и выработки ориентиров развития учебно-воспитательного комплекса.

3. Кубышкина:

Понимая степень важности и необходимости проведения новых исследований в области творчества администрация библиотеки и персонал обеспечивают Проекту всестороннюю поддержку (площадями, оборудованием и людьми) на добровольной “инновационной” основе. Это реализация не на словах, а на деле важнейшего мировоззренческого принципа Проекта этнокультурного этического альтруизма.

 

Вопрос.

Участники Проекта и посетители. Кто они?

Болгов:

Очень широкий диапазон – “от пионера до пенсионера”. Мы рады всем лицам с непотухшим взглядом. Если есть искорка в глазах, значит, – это наш человек! Нам помогают в реализации проекта такие известные в республике лица как заслуженная художница Беларуси Нинель Счастная, кинорежиссёр, поэт и автор известных шлягеров Виктор Ковальчук, декан химфака БГУ Г.А. Браницкий, зав. кафедрой социокультурной деятельности БГУК В.Н. Наумчик, доцент академии музыки Лючия Ластовка, профессор академии музыки Шеломенцева, дизайнер Владимир Моисеев, солист государственного оперного театра Олег Гордынец и многие другие талантливые люди.

 

Вопрос.

С чего начинался “Резонанс” и кто стоял у основания проекта?

Болгов:

Просветители человечества, отдавая дань уважения предшественникам, во все времена говорили: Мы стоим на плечах гигантов. К сказанному добавлю: их самые высокие мысли мы своими усилиями, ну хоть чуточку, должны сделать ещё выше.

Проект начинался три года назад с творческой гостиной в библиотеке им. А.С.Пушкина. В числе пионеров: поэтесса и ведущая Лера Леонтьева, поэт Александр Койпиш, исполнитель индийских классических танцев Аркадий Шевердяев, инженер и писательница Галина Ушакова, врач и поэт Нина Субботина, юрист и поэт Михаил Раднёнок, поэтесса Алла Тетёркина, редактор журнала и поэт Василь Брыль.

 

Вопрос.

Какие обстоятельства жизни побудили вас именно к такой форме реализации Проекта?

Болгов:

Говорят, Бог любит Троицу. Три события в моей жизни заставили меня всерьёз задуматься об истоках творчества. Анализируя православные иконы, я заметил, что там, где изображены взаимоотношения между объектами (группа икон Божьей Матери с младенцем на руках), вероятность возникновения эффекта подавления информационных помех была максимальной. Далее был опыт сотворчества “Стихи вдвоём” и сеанс мгновенного исцеления больного в группе. Кое-какие мои размышления об этих энергоинформационных процессах были опубликованы.

Как-то мои друзья иронизируя, заметили, что Бога все боятся, Cына распяли, а вот Духа Святого никто в глаза не видел. На это я ответил, что с моей точки зрения его действительно нельзя увидеть напрямую, ведь это не форма, а алгоритм гармоничного сотворчества.

 

Вопрос.

Привычных всем технологий обучения вы не применяете. В чём же суть метода?

Болгов:

Говорят, что хорош тот руководитель, которого не видно. Так и в нашем случае. Как уже было отмечено, в основе нашей жизни лежит феномен взаимодействия. Мы с удовольствием ходим на различные концерты, чтобы коснуться высот человеческой души и поучиться (хотя об этом редко задумываемся) профессиональному сотрудничеству между певцом и музыкантом, дирижёром и оркестром и т.д. В нашей народной традиции неслучайно есть хоровые пения. Этот процесс гармоничного взаимодействия людей также весьма богат эмоциональными ощущениями и одаряет личность на всех информационных уровнях сознания и подсознания интегральной целостностью.

Мы создаём среду интегрального взаимодействия. Как я уже неоднократно отмечал, в режиме сотворчества психо-соматические процессы протекают более гармонично – с наименьшими энергоинформационными затратами. К тому же алгоритмы творчества в интерактивном взаимодействии с Мастерами усваиваются более полно.

В любом хоре есть и солисты-запевалы. “Передовиков-стахановцев” всегда отмечали за то, что в единицу времени им удавалось “выдать на гора” больше чем другим. Но мало кто акцентировал внимание на том, что рекорды ставились в коллективах с соответствующей подготовкой. Об этом не следует забывать.

И если мне удаётся кое-что лучше осмыслить и сделать чуть больше, это прямое следствие невидимой помощи моих друзей и единомышленников – сияния их глаз, надёжности и тихой веры в то, что и наша неординарная работа кому-то жизненно необходима.

 

Вопрос.

Вы часто используете в своих рассуждениях поэтические образы. Почему?

Болгов:

По здравому рассуждению, поэзия – это резонансная сонастроенность сознания на скрытые от внешнего взора ритмы природы. Опираясь на эту аксиому Проект повышает внутренний “такт” личности и на этой основе формирует отношения между представителями различных социальных групп.

Кроме того, поэзия является креативным средством познания окружающей действительности. Могу на наглядном примере эксплицировать это утверждение. Недавно были опубликованы работы японского исследователя Masaru Emoto. Он изучал структуры эталонной воды под воздействием различной информации: музыки, пения, слова, живописи и т.д. В электронный микроскоп он увидел воду, структурированную в виде снежинок. Я ничего не знал о результатах этого эксперимента и до знакомства с этой публикацией провёл своё независимое “внутреннее исследование”:

***

Посмотрите на снежинку,

На голубенькую льдинку

Она лучше всякой фразы

О гармонии расскажет –

Как красива иногда

В вас текущая вода!

По сути дела внутренний эксперт без дорогостоящего оборудования провёл научный анализ и сформулировал результат в виде поэтической метафоры. Как точно отражена закономерность, судите сами. Проблема заключается в том, что нас приучили верить результатам только “синхрофазатронных” исследований. Все остальные суждения по-поводу воспринимаются чаще всего как индивидуальная чувственная экзальтация. Это прямое следствие того, что в Республике не создана квалифицированная среда развития и мониторинга подобных способностей. Отсюда зачастую полнейшее равнодушие людей к национальному социокультурному основанию – источнику уникальных информационных качеств и поголовное увлечение зарубежной экзотикой “гарантирующей” получение быстрого успеха “сейчас” с серьёзнейшими психическими последствиями для личности в будущем. Со временем вы сможете обнаружить эти гибнущие души в основаниях различных финансовых и псевдо-духовных пирамид.

 

Вопрос.

Какие социальные задачи решаются Проектом?

1.Болгов:

Перечень задач в постановочном плане мы изложили в своём программном документе. Их много. Конечно у такой “всеядности” есть и свои проблемы. Девиз наших встреч – Зеркала твоей души. Каждая новая личность, приходящая к нам, привносит в систему общения свой профессионализм и тем самым повышает мерность этого мировоззренческого зеркала.

В ходе реализации проекта проходит процесс практической апробации и верификации выдвинутых гипотез о сущности и закономерностях междисциплинарного творческого взаимодействия. Исследуется влияние системного подхода к развитию отдельной личности и социальной группы как необходимого условия социального здоровья общества. Ведь концентрация личности на творческом процессе блокирует поступление негативной информации в зону болезни, а, следовательно, является одним из важнейших условий нашего здоровья.

Лично я свою задачу вижу в формировании такой среды творческого общения, в которой проявлялись бы во всё возрастающей силе креативные способности личности. Думаю, что наличие в республике такой среды в некоторой степени может предотвратить “утечку мозгов”, которым здесь “скучно” не только в финансовом отношении и развивать новые, которые так необходимы для решения социальных задач. Я глубоко уверен, что при мудром “возделывании” социокультурная почва Беларуси может породить замечательные интеллектуальные и духовные “цветы”.

***

Народы скоро удивятся –

Здесь центр духовности Руси.

Сюда послы начнут съезжаться

Совета мудрого просить.

2.Морозов:

Одним из важнейших направлений деятельности Проекта является культура творческого общения. Это отражение глубинных процессов развития общества, яркий показатель нравственного потенциала личности и реальный показатель человеческих взаимоотношений. Отсутствие культуры общения и, прежде всего, культуры диалога – от культуры общения между поколениями в семье до культуры общения на социальном и политическом уровнях – зачастую приводит к противостоянию, и нестабильности в обществе. В связи с этим, проблема формирования культуры творческого общения представляется одной из самых актуальных проблем современности.

Актуальность подобной работы определяется также тем, что до настоящего времени педагогика испытывает недостаток в педагогических исследованиях, которые бы достаточно полно и репрезентативно раскрывали специфику и методику формирования культуры творческого общения представителей разных сфер социокультурной деятельности.

3. Кубышкина:

Проблема воспитания творческой личности включена как важнейший компонент в Концепцию образования и воспитания Республики Беларусь, принятую в 1995 году.

Но если не создать условий для правильного, гармоничного переживания выявленных закономерностей в реальном времени и в практическом взаимодействии людей, то это теоретическое знание законов общения может так и остаться на книжной полке, вместо того чтобы стать реальным фактом нашей жизни.

 

Вопрос.

Оправдываются ли Ваши ожидания в ходе реализации Проекта?

1.Болгов:

Я не отношу себя к числу людей, у которых ноги бегут впереди головы. Но как хочется, чтобы реализационные моменты протекали более динамично. Сформулированных направлений работы – море. Людей же, понимающих общественную значимость Проекта, и активно работающих в нём пока можно пересчитать по пальцам. Очевидно, много энергии у людей занимают текущие жизненные проблемы. Больше любопытствующих посетителей и тех, которым просто комфортно в этой среде. Но те, до кого доходит глубинный смысл “резонансной” работы, становятся нашими постоянными сотрудниками. К числу позитивных моментов я отношу прямое участие в Проекте представителей НАНБ и БГУКа.

Что касается личного творческого плана, то, несомненно, оправдались. “Закон Папараць Кветки – гармоничного сотрудничества”, “Геометрия социального согласия”, “Принцип этнокультурного этического альтруизма” – вот креативные достижения, которые уже оформляются в ходе реализации проекта.

2.Морозов:

Во многом даже превзошли. Например: Наталья Рачун защитила дипломную работу по тематике проекта: “Социально-педагогические особенности формирования личности в процессе творческого общения” на кафедре педагогики социокультурной деятельности БГУК, поступила в аспирантуру и уже пишет диссертацию на эту же тему.

 

Вопрос.

Ваши общие впечатления о Проекте?

Болгов:

Мы привыкли свои дела оценивать положительно. Но не менее важно услышать “глас народа” и узнать его точку зрения. Поэтому я привожу ниже мнение художественного критика сотрудника национального дизайн-центра кандидата искусствоведения Владимира Моисеева:

Для собирающихся в уютном зале купаловской библиотеки важны, необходимы живые, неформальные контакты, общение, выход на заинтересованную аудиторию с собственным художественным продуктом. Здесь, в зале, не только живёт интерес к тому, что делают другие, приходят новые впечатления, но, надо думать, рождаются и новые творческие замыслы.

Задача Проекта – помогать раскрытию творческих талантов в атмосфере доброжелательности и понимания. Программы встреч планируются заранее, обычно очень насыщенны и дают участникам многое для размышлений и переживаний. Вместе с тем в них могут и, видимо, должны найти место большая свобода, экспромт, более динамичное, спонтанное общение.

Терпимость, уважение к личности, пробующей себя в творчестве, присущи "Резонансу". И стоит дорогого дух сотрудничества и сотворчества, витающий здесь. Его по достоинству ценят участники встреч. И это даёт уверенность в необходимости и жизнеспособности проекта, который бережно поддерживает администрация библиотеки имени Янки Купалы”.

 

Вопрос.

Что бы Вы хотели в завершение сказать нашим читателям?

Ответ:

***

Сердец и душ прекрасный пыл

Меняет злую парадигму:

Пришёл, увидел, победил

Полюбил!

Мы надеемся, что многие ищущие люди придут к нам и, увидев, несмотря на младенческие недостатки становления “резонансной” идеи, полюбят её и внесут в творческое общение мудрость суждений, душевную искренность и горячее сердце.